История харьковского завода "ФЭД". Часть 1

Втр, 01/20/2015 - 15:09

Первое здание коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, построенное к декабрю 1927 г.

Пост у главного входа в Коммуну им. Ф.Э. Дзержинского

Воспитанник Коммуны им. Дзержинского учится работать на станке

Антон Семенович Макаренко с малолетними коммунарами


Коммунары

Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

Еще в разгар гражданской войны 4 февраля 1919 г. председатель Совнаркома РСФСР Ленин подписал декрет о Совете по защите детей. Наступил мир, и в январе 1921 г. была учреждена Комиссия по улучшению жизни детей-сирот, которую возглавил председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский. К 1923 г. в детских учреждениях уже нашли приют более миллиона обездоленных детишек, но наша экономика находилась лишь в начале трудного пути восстановления, и средств для продолжения этого дела катастрофически не хватало. Надо было во что бы то ни стало найти выход, не было никакой возможности ждать, когда положение улучшится, ведь речь шла и о судьбах детей, и о судьбах страны. И тогда в 1925 г., выступая в Харькове, Дзержинский сказал:

«— Давайте мы, чекисты, возьмемся за это великое дело — искоренение беспризорности, — изменим судьбу беспризорников и дадим возможность населению города спокойно жить. Для этой цели каждый из нас должен отчислять из своей зарплаты ежемесячно 10%, и на эти деньги построим дом, в котором будут жить, учиться и работать беспризорные».

К декабрю 1927 г. на окраине Харькова было построено большое благоустроенное здание. К сожалению, инициатор этого благого дела Ф.Э. Дзержинский не дожил до его открытия — он скончался в 1926 г., и новой детской трудовой коммуне было присвоено его имя. Первыми коммунарами-дзержинцами стали воспитанники куряжской колонии им. Горького для малолетних правонарушителей. С ними в коммуну руководить воспитательной работой пришел Антон Семенович Макаренко, в то время уже опытный педагог, известный в стране как раз работой с таким детским «контингентом». Ему помогали преданные делу коллеги — Т.Д. Татаринов, В.Н. Терский, Е.Ф. Григорович и другие, судьба этих людей оказалась навсегда связана с коммуной и возникшими на ее месте детским учебно-промышленным комбинатом и заводом, ставшим одним из передовых предприятий советской промышленности.

Руководило коммуной им. Дзержинского правление, назначенное Коллегией ГПУ УССР, но уже в начале 1928 г. сами коммунары начали избирать командиров отрядов, был образован Совет командиров. Надо помнить, что в коллективе находились бывшие малолетние преступники, и такое доверие им было смелым шагом. Но он полностью себя оправдал — это помогало ребятам избавиться от «груза прошлого», развивало их инициативу. А не справившегося коллектив через шесть месяцев сам отстранял от власти. Первыми командирами отрядов стали А. Землянский, В. Шапошников, В. Коломийцев и другие, которые показали себя ответственными и способными организаторами. К 1930 году в коммуне было уже 12 отрядов по 15 человек, они были организованы рационально, с учетом возраста участников и производственной специализации.

Но вырвать беспризорников из криминальной среды было мало. Тот период в истории нашей Родины именуется индустриализацией, и ФЭДовцы шли в ногу со временем. Коллектив коммуны, созданной на пожертвования чекистов, стремился не быть иждивенцем, хотел не только самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, но и приносить пользу стране. Коммуна была трудовой, и в ней была задумана организация механической, деревообрабатывающей, швейной и сапожной мастерских. Но не хватало оборудования, особенно для первых двух участков. Коммуна пока располагала только двумя токарными станками и слесарным инструментом.

История завода ФЭД начиналась с коммуны. В те времена промышленные предприятия были построены на энтузиазме и любви к своей Родине. В 90-е годы прошлого века этим промышленный гигантам, которые были заточены под оборонку приходилось переориентироваться под выпуск ширпотреба. Таковы были законы рынка. Кто производил смесители для кранов и фотоаппараты, кто выпускал замки или производил замену личинок замков, кто делал троллейбусы или минитрактора. Однако сейчас такая конверсия сходит на нет. Слишком много военных вызовов в современном мире, чтобы использовать столь драгоценные промышленные площади под те задачи, которые могут быть решены частным бизнесом.

Металлообрабатывающее оборудование оставалось крайне дефицитным, но усилиями организатора производства С.Б. Когана было получено еще четыре станка, учить коммунаров работать на которых пришли опытные мастера. Коммуна начала давать первую продукцию — сначала кроватную арматуру, затем масленки, компостеры и кассовые ячейки для городского трамвайного хозяйства. Под руководством кузнеца В.И. Филатова была сооружена печь для выплавки заготовок деталей. Успешно работала и столярная мастерская, которая из собственных средств коммуны была преобразована в мебельный цех. В швейном цехе воспитанницы шили спортивную одежду. Это подразделение, а также обувная мастерская полностью экипировали коммунаров и снабжали товарами первой необходимости харьковчан.

Другие материалы рубрики


  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Одной из самых болезненных проблем, которые принесли 90-е годы, был связанный с глубокой конверсией разрыв связей между предприятиями и отраслями промышленности. Эту ситуацию усугубляли политические противоречия между бывшими республиками Советского Союза. Некоторые их лидеры старались показать, что новые западные партнеры для них ближе старых товарищей по СССР, а между тем о реальной экономической интеграции в экономику Европы и речи быть не могло.
    Корпорация «ФЭД» работает в такой области, где «самодостаточность» и «натуральное хозяйство» невозможны в принципе. Авиационная индустрия способна функционировать только как единый интегральный организм, удали любую его часть — и умрет все «тело». Советский авиапром был построен так, что его невозможно разделить на отдельные республиканские «кусты». И потеря связей между частями негативно влияла не только на работу украинских или, скажем, грузинских или узбекских предприятий (Тбилисский и Ташкентский авиазаводы, кстати, фактически более не существуют), но и на российских производителей авиатехники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4